Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Развитие конституционного права в сфере разграничения предметов ведения в РФ 5
1.1. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов как важнейший принцип федеративного устройства 5
1.2. Конституционно-правовой механизм разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ 7
2. Особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ 12
2.1. Институт договора как способ разграничения совместных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 12
2.2. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ 15
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Точное разделение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, отсутствие недостатков и неточности в указанной области, считается гарантией устойчивого становления и функционирования для любого государства, выбравшего направление федеративного устройства. Вместе с тем разграничение функций между федерацией и ее субъектами, является тем процессом, который всегда создает конфликтные ситуации и расхождения. Возникшие расхождения заложены непосредственно характером федеративного государства.
В любом федеративном государстве присутствуют отличительные черты и в разграничении предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, которая составляют базу федеративных отношений. Разумное распределение властных функций между центром и регионами представляет собой наиболее сложную проблему федерализма, поскольку от того, как правильно он решен, находятся в зависимости общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в стране, а равно ее международное состояние.
Модель разделения предметов ведения и полномочий в определенной стране, несомненно, находится в зависимости от многочисленных объективных причин и условий, а также от менталитета людей, обычаев в определенной стране.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Целью курсовой работы является анализ разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть разграничение полномочий РФ и ее субъектов как важнейший принцип федеративного устройства;
– проанализировать конституционно-правовой механизм разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ;
– исследовать институт договора как способ разграничения совместных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
– выявить проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: Л.И. Вязовченко, Р.Р. Ахмерова, Е.С. Куликова, С.В. Нарутто, Р.С. Галиев, С.Е. Суверов, А.В. Жеребченко, О.А. Сидоров, С.Е. Шабаков, и др.
Структура работы включает введение, две основные части разбиты на подпункты, в заключении делаются выводы, список литературы содержит учебники, монографии и публикации в периодических изданиях.
1. Развитие конституционного права в сфере разграничения предметов ведения в РФ
1.1. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов как важнейший принцип федеративного устройства
Правоведы разных лет не прекращают дискуссировать относительно трехчленной модели разграничения функций Федерации и ее субъектов . Отдельные правоведы отвергают функцию в области совместного ведения. Иные же отрицают исключительную компетенцию, как у Федерации, так и у ее субъектов. Некоторые вообще изрекают о неосуществимости разделения компетенции. Тем не менее, большая часть правоведов соглашаются с указанной моделью, закрепленной в ст. 71-73 Основного Закона .
Весьма проблематичными считаются предметы совместного ведения по причине нечеткости, расплывчатости разделения по ним определенных полномочий федеральных и региональных органов государства. Как известно, в 2003 г. в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – ФЗ № 184) был установлен перечень полномочий региональных органов государственной власти по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Данный перечень полномочий почти каждый год видоизменяется – сейчас можно насчитать около 80 наименований и неизменно подвергается замечаниям, как учеными, так и практиками. Помимо указанного перечня разрешается реализация субъектами РФ прочих функций, не причисленных к федеральным.
По мнению некоторых авторов «очевидно, что такая детализация в федеральном законе полномочий органов субъектов РФ свидетельствует о тенденции централизации федеративных о
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005.
3. Вязовченко Л.И., Ахмерова Р.Р. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и ее субъектами // Парадигмальные основания государственного управления. 2016. С. 139-145.
4. Галиев Р.С., Суверов С.Е., Жеребченко А.В. Некоторые проблемы правового регулирования разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений. 2017. С. 184-187.
5. Джанаев Х.Т. Федерализм в РФ. Разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами // Актуальные проблемы права: сборник научных статей магистрантов. Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Владикавказ, 2018. С. 106-112.
6. Жукова С.М. Административно-правовой механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2018. № 3 (36). С. 18-26.
7. Забайкалов А.П., Дёшин А.А. Конституционно-процессуальная ответственность как разновидность процессуальной ответственности // Черные дыры в Российском законодательстве. 2017. № 3. С. 19-23.
8. Климовская М.К. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации // Достижения науки и образования. 2018. № 2 (24). С. 47-49.
9. Куликова Е.С. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 12-7. С. 82-88.
10. Нарутто С.В. Единство и многообразие российского федерализма // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9 (82). С. 56-67.
11. Остряков В.Э. Отдельные проблемы разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ // Вестник современных исследований. 2018. № 5.2 (20). С. 512-515.
12. Панов А.А. Участие субъектов российской федерации в принятии решений на федеральном уровне // Lex Russica. 2017. № 1 (122). С. 78-93.
13. Платонов В.М. Формирование конституционной модели российского федерализма и ее базовые принципы // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С. 118-123.
14. Сидоров О.А., Шабаков С.Е. Модели разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами // Марийский юридический вестник. 2017. № 1 (20). С. 45-47.
15. Сорокин Р.А. Особенности разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республики крым в сфере образования // Крымский гуманитарный вестник: Сборник научных статей. Отв. ред. А. Н. Рудяков; ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования». Симферополь, 2018. С. 143-146.
16. Степанов А.И. К вопросу о разграничении предметов ведения и полномочий в РФ // Правовое обеспечение политической и общественной деятельности Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 42-48.
17. Тихомирова Л.А. Договорный порядок регулирования отношений РФ и ее субъектов по предметам ведения и полномочиям // Законодательство. 2016. № 5. С. 62-65.
18. Цветков А.А., Конвисарева Л.П. Конституционно - правовые формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов российской федерации // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 159-165.
19. Шабаков С.Е. Некоторые проблемы конституционного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами // Молодой исследователь: от идеи к проекту: материалы I студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 381-384.
20. Шауро И.Г. Цели государства и его геополитическое назначение // Черные дыры в Российском законодательстве. 2017. № 5. С. 8-10.